Нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях

Чем регламентируется

Порядок расчёта нормативов электроэнергии, поставляемой населению, и прочие вопросы, связанные с потреблением данного ресурса, регламентируются следующими законодательными актами:

  1. Правительственным постановлением № 614, подписанным в июле 2017 г. и определяющим порядок социального нормирования электроэнергии. Читать постановление (документ откроется в новой вкладке).
  2. Федеральным законом № 35-ФЗ, принятым в марте 2003 г. с коррективами 2018 г., устанавливающим общие принципы российской электроэнергетики. Читать закон.
  3. Федеральным законом № 261-ФЗ от 23.11.2009 г., направленным на энергосбережение и снижение потерь электроэнергии. Читать закон.

Последние изменения в плане утверждения ежемесячных лимитов электрической энергии вносились в 2013г. Нормы возросли на 10% по сравнению с действовавшими ранее. Данная мера направления на стимулирование граждан к установке индивидуальных приборов учёта, поскольку оплата по счётчику вынуждает потребителя экономить ресурсы.

О ПОРЯДКЕ УСТАНОВЛЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ) И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ УСТАНОВЛЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ)

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.02.2014 N 136, от 26.03.2014 N 230, от 29.02.2016 N 151, от 07.08.2017 N 944, от 21.12.2018 N 1622, от 29.07.2020 N 1136)

В соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (далее — Положение);

изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).

2. Федеральной службе по тарифам по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством энергетики Российской Федерации в 2-месячный срок привести свои нормативные правовые акты, связанные с определением цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), а также на услуги по передаче электрической энергии, в соответствие с настоящим постановлением.

3. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) принимает решение о применении при определении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставляемую населению, и стоимости электрической энергии (мощности), потребленной приравненными к населению категориями потребителей, социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) (далее — социальная норма) в срок до 1 марта 2016 г., но не позднее чем за 4 месяца до установленной в указанном решении даты начала осуществления расчетов размера платы населения за коммунальную услугу по электроснабжению (за электрическую энергию (мощность) — для категорий потребителей, приравненных к населению) с применением социальной нормы. Указанное решение также должно предусматривать, что расчет размера платы населения за коммунальную услугу по электроснабжению (за электрическую энергию (мощность) — для категорий потребителей, приравненных к населению) с применением социальной нормы осуществляется с 1-го числа месяца, являющегося первым расчетным периодом, в котором применяется социальная норма. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

Величина социальной нормы в соответствии с Положением устанавливается уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренных приложением N 2 к Положению, до 5 августа 2013 г., а уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не предусмотренных приложением N 2 к Положению, не позднее чем за 3 месяца до установленной даты начала осуществления расчета размера платы населения за коммунальную услугу по электроснабжению (за электрическую энергию (мощность) — для категорий потребителей, приравненных к населению) с применением социальной нормы. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.02.2014 N 136, от 29.02.2016 N 151)

По решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) социальная норма может не устанавливаться и не применяться в отношении населения и (или) приравненных к нему категорий потребителей. (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.02.2016 N 151)

В случае если решение о применении социальной нормы не принято до 1 марта 2016 г., то высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе принять решение о применении социальной нормы не ранее 1 января 2017 г. (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.02.2016 N 151)

4. Организация работы по получению сведений о численном составе домохозяйств в жилых помещениях осуществляется уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации за 5 месяцев до установленной даты начала осуществления расчетов размера платы населения за коммунальную услугу по электроснабжению (за электрическую энергию (мощность) — для категорий потребителей, приравненных к населению) с применением социальной нормы. (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.02.2016 N 151)

5. Величина социальной нормы в субъектах Российской Федерации, предусмотренных приложением N 2 к Положению, может не пересматриваться для установления и применения в соответствии с Положением, в случае если на дату вступления в силу настоящего постановления эта величина составляет менее 150 кВт·ч/1 чел/мес.

Абзац — Утратил силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

6. Расчеты населения за коммунальную услугу по электроснабжению (за электрическую энергию (мощность) — для категорий потребителей, приравненных к населению) с применением социальной нормы осуществляются:

в субъектах Российской Федерации, предусмотренных приложением N 2 к Положению, — с 1 сентября 2013 г.;

в субъектах Российской Федерации, не предусмотренных приложением N 2 к Положению, — с установленной в решении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) даты начала осуществления расчета размера платы населения за коммунальную услугу по электроснабжению (за электрическую энергию (мощность) — для категорий потребителей, приравненных к населению) с применением социальной нормы. (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.02.2016 N 151)

7. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, предусмотренных приложением N 2 к Положению, до 25 августа 2013 г. по согласованию с Федеральной службой по тарифам принять решение об установлении (пересмотре) с 1 сентября 2013 г. (исходя из неизменности совокупного размера необходимой валовой выручки регулируемых организаций, учитываемой при установлении (пересмотре) цен (тарифов) в соответствии с настоящим пунктом, над размером соответствующей выручки, учтенной при расчете указанных цен (тарифов), подлежащих применению с 1 июля 2013 г.):

цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей отдельно в пределах и сверх социальной нормы;

сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков;

тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, исходя из непревышения тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) для категорий потребителей, не относящихся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, над уровнем соответствующих тарифов, установленных ранее с 1 июля 2013 г.;

цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, исходя из непревышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, над уровнем соответствующих цен (тарифов), установленных ранее с 1 июля 2013 г.

При этом в субъектах Российской Федерации, в которых на дату вступления в силу настоящего постановления социальная норма не применяется, цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей в пределах социальной нормы, должны быть установлены на уровне ниже соответствующих цен (тарифов), подлежащих применению с 1 июля 2013 г., за счет установления цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей сверх социальной нормы, выше указанного уровня соответствующих цен (тарифов), подлежащих применению с 1 июля 2013 г., таким образом, чтобы совокупный размер необходимой валовой выручки, учитываемой при установлении указанных цен (тарифов) в пределах и сверх социальной нормы, был не менее чем размер необходимой валовой выручки, учтенной при установлении указанных цен (тарифов), подлежащих применению с 1 июля 2013 г.

7.1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в отношении субъектов Российской Федерации, не предусмотренных приложением N 2 к Положению, в течение месяца после принятия решения об установлении величины социальной нормы, но не позднее чем за 2 месяца до даты начала применения социальной нормы для расчета размера платы населения за коммунальную услугу по электроснабжению (за электрическую энергию (мощность) — для категорий потребителей, приравненных к населению), исходя из неизменности совокупного размера необходимой валовой выручки регулируемых организаций, учитываемой при установлении (пересмотре) цен (тарифов) в соответствии с настоящим пунктом, относительно размера валовой выручки регулируемых организаций, учтенной при расчете указанных цен (тарифов), подлежащих применению в текущем периоде регулирования, а также из недопустимости превышения величины объемов перекрестного субсидирования принимают решение об установлении (пересмотре): (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей отдельно в отношении электрической энергии (мощности), потребляемой населением и приравненными к нему категориями потребителей в пределах социальной нормы и сверх социальной нормы; (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков; (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, исходя из недопустимости превышения тарифами на услуги по передаче электрической энергии для категорий потребителей, (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

не относящихся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, тарифов, действующих на последнее число месяца, предшествующего дате начала применения социальной нормы для расчета размера платы населения за коммунальную услугу по электроснабжению (за электрическую энергию (мощность) — для категорий потребителей, приравненных к населению), за исключением принятия такого решения с 1 июля текущего периода регулирования; (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка (за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей), исходя из недопустимости превышения такими ценами (тарифами) цен (тарифов), действующих на последнее число месяца, предшествующего дате начала применения социальной нормы для расчета размера платы населения за коммунальную услугу по электроснабжению (за электрическую энергию (мощность) — для категорий потребителей, приравненных к населению), за исключением принятия такого решения с 1 июля текущего периода регулирования. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

7.2. Уполномоченные органы исполнительной власти в отношении субъектов Российской Федерации, предусмотренных приложением N 2 к Положению, вправе принять решение о пересмотре указанных в пункте 71 настоящего постановления цен (тарифов) в срок до 1 мая 2014 г. Пересмотренные цены (тарифы) подлежат применению с 1 июля 2014 г. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

7.3. Установление цен (тарифов) на очередной период регулирования в связи с переходом к расчетам размера платы населения за коммунальную услугу по электроснабжению (за электрическую энергию (мощность) — для категорий потребителей, приравненных к населению) с применением социальной нормы, а также пересмотр цен (тарифов) в текущем периоде регулирования в соответствии с пунктом 7.1 настоящего постановления осуществляются исходя из того, что: (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

предельным минимальным уровнем цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей в пределах социальной нормы, в среднем по соответствующему субъекту Российской Федерации является уменьшенный на 10 процентов предельный минимальный уровень цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, установленный Федеральной службой по тарифам на месяц соответствующего периода регулирования, предшествующий месяцу начала осуществления расчета размера платы населения за коммунальную услугу по электроснабжению с применением социальной нормы; (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

предельным максимальным уровнем цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей в пределах социальной нормы, в среднем по соответствующему субъекту Российской Федерации является уменьшенный на 3 процента соответствующий предельный максимальный уровень цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, установленный Федеральной службой по тарифам на месяц текущего периода регулирования, предшествующий месяцу начала осуществления расчета размера платы населения за коммунальную услугу по электроснабжению с применением социальной нормы; (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

предельным минимальным уровнем цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей сверх социальной нормы, является увеличенный на 40 процентов предельный минимальный уровень цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей в пределах социальной нормы, определенный в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта; (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

предельным максимальным уровнем цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей сверх социальной нормы, является увеличенный на 40 процентов предельный максимальный уровень цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей в пределах социальной нормы, определенный в соответствии с абзацем третьим настоящего пункта. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

7.4. В субъектах Российской Федерации, не предусмотренных приложением N 2 к Положению, цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей сверх социальной нормы, в 2 первых периодах регулирования с момента принятия решения о применении социальной нормы при расчете размера платы населения за коммунальную услугу по электроснабжению не должны превышать более чем на 40 процентов цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, установленные для ее потребления в пределах социальной нормы. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

7.5. Положения пункта 11.1 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», в части недопустимости превышения величиной цен (тарифов) и их предельных уровней в первом полугодии очередного годового периода регулирования величины соответствующих цен (тарифов) и их предельных уровней во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря не применяются при установлении на розничном рынке цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) и услуги по ее передаче, а также их предельных уровней на очередной период регулирования в связи с принятием высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) решения о применении социальной нормы с 1 января очередного годового периода регулирования (за исключением случаев установления двухставочных тарифов на услуги по передаче электрической энергии потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям). (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

8. Установить, что согласование решений об установлении (пересмотре) указанных в пунктах 7 — 7.5 настоящего постановления цен (тарифов) и сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков осуществляется Федеральной службой по тарифам на основании заявлений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, представляемых не позднее 5 августа 2013 г. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.02.2014 N 136)

9. Установить, что уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренных приложением N 2 к Положению, не позднее 1 августа 2013 г. утверждают регламент обмена информацией по вопросам установления и применения социальной нормы между заинтересованными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ресурсоснабжающими организациями, исполнителями коммунальных услуг и комиссией, созданной в установленном порядке для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, не предусмотренных приложением N 2 к Положению, — не позднее 4 месяцев до даты перехода населения и приравненных к нему категорий потребителей на расчеты за коммунальную услугу по электроснабжению (за электрическую энергию (мощность) с применением социальной нормы.

10. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1998 г. N 1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 50, ст. 6160).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 июля 2013 г. N 614

Что такое социальная норма

Соцнорма – это количество потребленной электроэнергии на одного человека, утверждённое на законодательном уровне.

Оплата за электричество в пределах норматива ведется по сниженному тарифу. За расходование свыше, потребитель платит больше.

Властям субъектов РФ дано право самостоятельно определять норму энергопотребления, в соответствии с местными условиями. Но отклонение в сторону увеличения не должно превышать 40% от установленного базового показателя.

Вопросы, связанные с расчетом нормативов и потреблением электроэнергии населением, регламентируются постановлением Правительства № 614, федеральными законами № 35 –ФЗ от 21.02.2003 года и № 261 – ФЗ от 23.11.2009 года, постановлениями местных органов власти.

Для чего введён показатель

Цель государства призвать потребителей к экономному расходованию электроэнергии. Тех же, кто не намерен снижать объёмы, заставить платить за услугу по более высокой цене. В итоге, частник покупает электричество за небольшие деньги за счет того, что бизнес оплачивает ресурс по завышенной ставке.

В настоящее время граждане платят за энергопотребление в полтора-два раза ниже, чем предприятия. Для домохозяйств, не превышающих пределы социальной нормы, снижение тарифа может составить 3-10 %.

Оплата за электроэнергию, если нет счетчика

Даже если в жилом помещении не установлен электросчетчик, то платить за электричество придется все равно (не зависимо от того, потребляете вы ресурс или нет). Размер платы устанавливается по регионам согласно нормам потребления.

В этой статье изложена информация о том, как оплатить электроэнергию если нет счетчика (он испорчен, украден, поломан) либо если пользователь не дает возможности сотрудникам энергосбытовой компании снять показания с прибора учета.

Электросчетчик неисправен: как рассчитать размер месячной платы?

Если по каким-то причинам ваш счетчик неисправен (истек срок поверки, прибор разбит в ходе ремонта, перестал работать по другим причинам либо просто украден) либо признан таковым в ходе осмотра представителем энергосбытовой компании, важно знать, как начисляется плата за свет в этом случае.

Согласно п.59 Правил первое, что определяется – это момент наступления события (с какого времени электросчетчик признается неисправным/утраченным).

Таким моментом может быть:

  • дата обращения абонента в энергосбытовую компанию с заявлением о неисправности/краже прибора учета электричества;
  • дата составления акта по поводу неисправности электросчетчика, который оформляется сотрудником энергосбытовой компании в ходе проверки;
  • дата истечения межповерочного периода электросчетчика.

Если же нет возможности определить точную дату, то в качестве «точки отсчета» берется платежный период/месяц, в котором «событие» случилось.

С этого момента пользователь будет переведен на оплату за электричество по среднемесячному потреблению (рассчитывается исходя из последних 6-ти месяцев). При этом, по среднемесячному платежи будут начислять абоненту лишь 3 месяца, а затем он будет переведен на платежи по нормативу, что существенно дороже. Чтобы сократить затраты, следует устанавливать новый прибор учета электричества оперативно.

Электросчетчика совсем нет: как платить за электричество?

Конечно, приборами учета электричества стали оборудовать жилье очень давно (массово еще в советские времена), однако и по сей день можно встретить помещения, где таких счетчиков нет. Часто такое встречается в квартирах, переделанных из бывших общежитий и пр.

При отсутствии в квартире/доме электросчетчика, плата за электричество взимается по нормативу. Методика расписана в п.42 Правил. Здесь в учет берется З показателя, а именно:

  • число лиц, которые постоянно/временно проживают в конкретном помещении;
  • норматив потребления электричества (устанавливается отдельно для каждого региона страны органами местной власти);
  • тариф на электричество, который применяется для конкретного типа потребителей.

Перемножая эти значения, получается та сумма, которая выставляется абоненту для оплаты.

Если рассматривать насколько такой платеж будет выгоден, следует учитывать количество официально зарегистрированных в квартире/доме лиц:

  • если в квартире/доме проживает фактически людей больше, чем зарегистрировано, то оплачивать электричество по нормативу может быть выгоднее;
  • если в квартире/доме лиц, проживающих фактически меньше, чем зарегистрировано официально, то оплачивать электроэнергию выгоднее по показаниям электросчетчика.

Для большей конкретики целесообразно найти решение тарифного органа (в регионе проживания), которым нормы потребления утверждены.

От чего зависят нормы потребления?

Нормы потребления электричества зависят от таких моментов:

  • количество комнат в доме/квартире;
  • тип установленной плиты (газовая либо электрическая);
  • число проживающих (если зарегистрирован 1 человек, то норма потребления будет больше, чем, к примеру, для одного из 3-х зарегистрированных). При этом, управляющая компания (ТСЖ) имеет право проконтролировать, сколько человек фактически проживает в конкретной квартире. После такой проверки подтвержденное число жильцов будет фигурировать в расчетах платы за электричество по нормативам.

Установленные показатели и факторы, влияющие на величину норматива

Учитывая условия расчёта нормативов, потребителю выгоднее расплачиваться за использованную электроэнергию по показаниям установленного счётчика. В этом случае оплата производится за фактически израсходованные ресурсы, без переплаты с учётом заложенных в методике расчёта повышающих коэффициентов.

Однако установка электросчётчиков возможна не для всех потребителей в связи с отсутствием технической возможности по причине изношенности основных фондов жилых зданий и неудовлетворительного состояния сетей. Иногда потребители не желают добровольно устанавливать индивидуальные приборы учёта.

В данной ситуации оплата производится по расчётным нормативам, зависящим от следующих факторов:

  • жилой и нежилой площади квартиры;
  • числа прописанных на жилплощади;
  • принадлежности жилья к многоквартирным или частным домам;
  • использования электрической печи для приготовления пищи;
  • способа отопления;
  • нахождении жилья в городе или сельской местности.

Указанные нормативы рассчитаны опытным путём на основе фактически замеренных показателей для групп потребителей разбитых на категории, в целом по стране. Региональным властям дано право корректировать нормативы в соответствии с местными условиями, накладывающими отпечаток на себестоимость поставки энергоресурсов. Однако отклонение в большую сторону от федеральных норм не должно превышать 40%.

Предельные ежемесячные нормы на одного человека, утверждённые в регионах, в зависимости от использования газо- или электроплиты, соответственно, составляют (в кВт*ч):

  • для одиноких граждан, проживающих в однокомнатной квартире – от 81 до 185 или от 108 до 263;
  • семей, проживающих в аналогичных условиях – от 28 до 63 или от 37 до 89.

нормы-потребления
Нормы потребления

Нормы рассчитываются с учётом следующих дополнительных обстоятельств:

  • жителям сельской местности показатели назначаются выше на 90 кВт*ч, в связи с необходимостью использования энергоресурсов в приусадебном хозяйстве;
  • одинокие пенсионеры при отсутствии электросчётчика, не установленного по уважительным причинам, не зависящим от потребителя, оплачивают электроэнергию по социальному нормативу, назначенному по минимальному лимиту потребления;
  • для дачного домовладения при наличии централизованного электроснабжения без установленного индивидуального прибора учёта размер платы назначается по нормативам на одного человека.

Нормы потребления электроэнергии для особых случаев
Нормы потребления электроэнергии для особых случаев

Детальнее о величине установленных нормативов изложено в постановлениях местных органов власти.

Порядок расчёта

Размер оплаты потреблённой электроэнергии при отсутствии индивидуального прибора учёта определяется по следующей формуле:

П = Л*Н*Т,

в которой:

  • П – общая сумма платежа;
  • Л – количество человек, зарегистрированных в квартире;
  • Н – лимит утверждённого в регионе норматива на одного проживающего по данной жилплощади;
  • Т – стоимость одного киловатт-часа, согласно утверждённому тарифному плану.

Дополнительно применяется повышающий коэффициент, принятый с целью стимулирования граждан к установке индивидуальных приборов учёта. Повышающий коэффициент не должен учитываться только в ситуации, когда установка электросчётчиков невозможна по причине ветхости жилья или неприспособленности для этого электрических сетей.

Способы сэкономить электроэнергию

Из сказанного понятно, что размер платежа, начисленного по нормативам, существенно превышает фактический, замеренный электросчётчиком. В этом случае потребитель, кроме самого факта использования индивидуального прибора учёта, получает возможность снизить расход ресурсов за счёт:

  • приобретения современных бытовых приборов более высокого класса, экономно расходующих энергию. Согласно международной системе классификации приняты условные обозначения буквами латинского алфавита от А до G, где А – наиболее экономные устройства; класс энергопотребления
  • герметичности и изоляции помещения при включённых кондиционерах или электрообогревателях;
  • своевременного удаления накипи со стенок электрочайников или использование альтернативных источников энергии для кипячения воды;
  • соблюдения правил эксплуатации электроприборов, предусмотренных изготовителем;
  • использования экономных осветительных ламп.

Комплексное применение перечисленных энергосберегающих мер при установленном электросчётчике – гарантия снижения расхода потребления электроэнергии и уменьшения размеров платежей за этот вид ресурсов.

Источники

  • https://PoUchetu.ru/interesnoe/normy-rashoda-elektroenergii-na-cheloveka
  • https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=378703
  • https://elektrik-sam.ru/jelektrosnabzhenie/4160-normy-potreblenija-jelektrojenergii-na-2020-god.html
  • https://lemzspb.ru/raschet-platy-za-elektroenergiyu-pri-otsutstvii-schetchika/

[свернуть]